Петербургская губерния

  В ряде уездов плели Петербургской губернии численное кружево для собственных нужд. Плели его и в Захожской области Новоладожского уезда, но на свой манер. Захожские края для полотенец и простыней имели крупные декоративные зубцы. Часто понизу их заканчивали решеткой, что не встречается нигде, кроме Захожья. Но многие узоры были близки деревенскому кружеву других мест, родственному по технике исполнения.

С 1870-х годов кружево в Захожье становится предметом сбыта. Крестьянки из наиболее зажиточных семей собирали все выплетенное и уносили к торговцам-скупщикам. Те давали им крайне низкую цену, а сами продавали захожские изделия вместе с вологодскими, получая таким образом большую прибыль. Вот почему в торговле не существовало названия петербургского или захожского кружева, и оно осталось совершенно неизвестным исследователям.

С началом торговли захожские кружевницы оказались втянутыми в требования рынка. В это время в моде были сцепные гипюры. Но как их плести, здесь понятия не имели, и пришлось плетеям своим умом доискиваться до этой техники. Сколки появились только в 1890-е годы. Пользуясь сперва только рисунком, кружевницы не могли по нему продолжать дальше работу, и потому были вынуждены плести в обратном направлении. Получалось два-три слоя кружева, один над другим. Такой способ возник от незнания правильного приема, но сохранился в Захожье как привычный.

Платье детское (1902 г.)

Долгое время не могли понять, как плетется насновка. Раньше ее совсем не знали, и пробовали плести на раздвинутых пальцах, без коклюшек. Насновка потеряла свою плотность, четкость формы, получалась рыхлой, расплывчатой. Ей дали новое имя — «лепешка». Потом овладели правильным приемом исполнения, но название и мягкая форма остались как особенность местного кружева.

В Захожье плели из домашней льняной нити, довольно толстой. В последней четверти XIX века лен был вытеснен фабричной хлопчатобумажной нитью. Совсем не употреблялось здесь сетчатое плетение. Его заменяла полотнянка в перевив пар — «перевивка».

Характер захожского кружева рассчитан преимущественно на исполнение отдельных предметов большого размера: покрывал, накидок на подушки, женских платьев и пальто, шарфов и косынок. Мерное кружево используется в качестве подвесов-подзоров к постелям и койм в крупных вещах. Узоры составляются из совершенно определенных неизменяемых во времени крупных элементов. Они могут существовать как самостоятельный узор мерного кружева, использоваться одиночно в качестве вставки, сочетаться с несколькими другими, образуя более сложную композицию. Некоторые комбинации стали устойчивыми и получили свои названия.

Среди деталей узора наиболее многочисленна группа так называемых «носочков», то есть волнистой полотнянки. Полотнянка имеет необычное название — «точевцо», от слова «точево», что означает холст. Все эти особенности языка захожских кружевниц указывают на связи местного населения с культурой Новгорода.

В ряде фигур «носочки» соответствуют вологодской «вилюшке». Именно «вилюшкой» и является простейший элемент этой группы, имеющий два варианта: в виде обычной плотной и перевитой полосы. Последняя называется «носочки в завив». Далее следуют фигуры в два и три «носочка», то есть две или три параллельно расположенные волнистые полосы с насновочными звездочками или решетками между ними. Мотивы на одно или два «коленца» представляют собой удлиненные горизонтальные полосы с отворотами в виде зигзага. «Носочки» используются чаще в форме края «коленца» большей частью в прошвах. «Новинская» клетка придумана плетей из деревни Новинка. Две волнистые полосы образуют в ней цепь медальонов с насновками внутри. Промежутки заполняются звездочками. Последний мотив этой группы называется «ухватом» — это обращенные то вверх, то вниз петли, соединенные изогнутыми полосами. В петлях обычно помещается насновочная розетка.

Вторая группа узоров состоит из четырех вариантов мотива насновочной звездочки. Самый старинный из них — петлевидные изгибы полотнянки со звездочкой в каждом. Но в Захожье зубец сперва создавался двумя рядами плетешковых петель, а не полотнянкой. Другой вариант схож со многими мотивами раннего этапа народного сцепного кружева — вологодского, тверского и других. Это фигура крюка с волнистым нижним краем, она также обведена решеткой, которая и образует контур зубца. Мотив называется «вьюнком». К началу ХХ века относится вариант с зубцами, рожденными уже самой фигурой крюка. Наиболее сложный рисунок во второй группе — «четыре звездочки». В нем мотив трилистника заключен в петлю, и весь зубец обрамлен волнистой полосой в семь «носочков». Его украшают 4 насновочных звездочки. Этот узор предназначался для подолов передников. Звездочки делались цветными в соответствии с цветом ткани передника, но предпочтительно красными.

Край (1938 г.)

Более разнообразные мотивы третьей группы отвечают форме края. «Лопаточка» появилась еще XIX веке. Она была проста: зубец имел треугольную форму, внутри его заполняла плетешковая, а в закраине сверху — простая решетка, верх зубца был волнистый. Вариант деревни Дубняги «лопаточки» усложнен: зубец состоит из трех пальцевидных отростков и принял прямоугольную форму; между зубцами — красивая решетка в виде рядов парных насновок, соединенных плетешком. Остальные мотивы этой группы — «большие круги», «круг в обратную сторону», «кружок», «круг и лапы», «круги и листья», «медвежья лапа», «курья лапка» — близки между собою и являются разновидностями кружева, существующего в других местностях. Все варианты кругов представляют собой волнистые розетки на стебле, а «лапы» — трилистники или пяти — и семидольные лапчатые фигуры, напоминающие листья. Очень красив мотив «круги и листья», где розетка «большого круга» дополнена симметричными зубчатыми ветками.

Конец полотенца (1938 г.)

«Медвежья лапа» первоначально называлась «двойным сцепным». Название стало устойчивым, так как мотив зрительно напоминал медвежий след. Особенностью захожского варианта является непременное соединение сцепом одной «лапы» с другой. В настоящее время часто вводят между ними какой-нибудь дополнительный элемент, что сильно меняет силуэт рисунка.

В четвертую группу захожских узоров входят три мотива развитого сцепного кружева. Первое название — «серебрянское», оно четко по рисунку, разнообразно по фактуре. В мягких изгибах полотнянка переходит в свою разновидность, по вертикали в промежутках помещены насновочные звездочки. В деревне Дуняково возник мотив, названный плетеями «нашим», то есть дуняковским. Он самый сложный в захожском кружеве и, вернее всего, является результатом коллективного творчества. Мотив «новинское» выплетен кружевницами деревни «Новинка». В основу его в начале ХХ века был взят мотив из вологодского покрывала. «Серебрянское», «наш» и «новинское» — три наиболее сложных мотива захожского кружева, дающие богатые каймы покрывал, накидок и других кружевных изделий. Они всегда имеют форму края.

Край (1953 г.)

узорузорузор

Край (1938 г.)


Узоры в захожском кружеве складывались соответственно кругу изделий. В каждом случае композиция строилась свободно, кружевница как бы собирала ее из готовых элементов. Геометрические рисунки составлялись из мотивов первой группы, растительные — из второй, и, главным образом, из третьей. Все сочетания совершенно свободны.

Жакет (начало XX в.)

О свободе композиционного построения в местном кружеве говорит разнообразие решений и тех же головных косынках, одном из основных предметов захожского производства. В предметах одежды, выкройки, которых доставляли скупщицы, применялась такая же свободная компоновка узоров, как и в косынках. Наиболее эффектный растительный орнамент украшал спину, на полах он имел более просто рисунок, на боках зачастую сводился к простейшим мотивам. Весьма изобретательно из многообразных элементов составлялась крупная условная фигура цветущего растения, которая являлась основой узора. Розетка «большой круг» могла в одном случае служить зубцом, а другом — цветком, в третьем из «кругов» состоял стебель растения. На косынках и шарфах подобный растительный узор развертывался по горизонтали.

В художественном отношении захожские узоры представляли собою особую группу русского декоративного кружева, чисто народную, исключительно орнаментальную, не выходящую за пределы геометрического и сильно обобщенного растительного рисунка. Замкнутость в узком круге впечатлений, отсутствие обмена опытом работы и эстетическими впечатлениями, сравнительно недолгое существование промысла не позволили захожским кружевницам в конце XIX и начале ХХ века создать орнаментальные композиции изобразительного характера, которые столь обычны в большинстве типов русского кружева. Здесь почти совсем не была освоена парная техника плетения. Тем не менее, в начале ХХ века в Захожье сложился коллектив опытных профессиональных мастериц, чуждый модернистическим влияниям, исходивший от земских организаций, способный при надлежащих условиях и руководстве к созданию значительных художественных произведений.

Помимо Захожья в Петербургской губернии кружевоплетением занимались также и в Царскосельском уезде, где в селе Рождествене с 1893 года существовала школа кружевниц.