|
В Испании и Англии выработка кружев не получила такого широкого и блестящего развития, как во Фландрии и во Франции, но все же и там создавались интересные образцы.
Кружева, выделывавшиеся в Испании, подражали различным видам итальянских, фламандских и французских кружев. Так, в XVII в. в Испании были распространены плетеные на коклюшках и шитые иглой кружева, близкие по орнаменту к итальянским и фламандским гипюрам. Одной из разновидностей подобных гипюров было шитое иглой кружево, орнамент которого имел по контуру сильный рельеф, образованный толстым шнуром, обвитым льняной нитью. Кроме того, в Испании в XVI XVII делалось шитое иглой кружево, являвшееся разновидностью итальянской вышивки ретичелла. Излюбленным орнаментом его был мотив различного рода ажурных кругов, отчего оно и получило образное название соль (sol), что значит солнце.
В XVII в. в Испании в большом употреблении было черное плетеное кружево, которое частью привозилось из-за границы, частью выделывалось в самой стране. Со времени появления во Франции черных шелковых блонд производство их стало налаживаться в Испании, Барселоне.
Испанские шитые кружева отличаются видом сырья. Они плелись из шелка и металлизированных нитей, золотых и серебряных. Этот вид кружева называют еще «филигранным гипюром». В шитом кружеве элемент «биза» его основой служит прочная натуральная шелковая или льняная нить, на которую наматывается тонкая шелковая нить или металлическая проволочка. Основа придает нити необходимую гибкость. Выполнение каждого фрагмента начинают с середины Контуры (не по краю, а в средней части фрагмента) прокладывают стебельчатым швом («назад иголку»). По стебельчатому контуру прокладывают двойную металлизированную нить, которую затем закрепляют петельными стежками цветного шелка, прокладываемыми не плотно, а с промежутками, чтобы металлическая нить была видна. Свободное пространство внутри фрагмента покрывают спиральными стежками металлической нити. Кружева этого вида не бывают белыми они цветные, золотые или серебряные.
|
|